Адрес: пр. 40-летия Победы, 79, Ростов-на-Дону, Россия

Телефон: +7 (863) 269-94-00, +7 (999) 69-00-170

История появления подшипников качения в России

Прообразы современных подшипников качения применялись издавна, но это были разовые попытки использования. Так, при перевозке тысячетонной скалы для памятника Петру Первому – знаменитого Медного всадника – русские умельцы создали остроумное устройство, в котором направляющие ставились на бронзовые шары, катившиеся по желобам. В самокатной тележке гениального механика Кулибина оси колес впервые опирались на ролики.

История появления подшипников качения в России

Транспортировка Гром-камня для Медного всадника

Наступил XX век – время массового использования машин и бурного развития всех отраслей техники. Накануне 30-х годов перед молодым советским государством в полный рост встала проблема выпуска подшипников высокого качества. Их требовалось все больше – начиналась эпоха индустриализации. Чтобы купить подшипники за границей, приходилось тратить драгоценную валюту и золото.

С целью отказа от импорта и зависимости от западных поставщиков (вот он, тогдашний вариант импортозамещения!) было принято решение о строительстве в Москве 1-го Государственного подшипникового завода (ГПЗ-1). Проект разрабатывался с участием итальянских конструкторов.

В 1932 году завод выпустил первую продукцию. На тот период он стал крупнейшим мировым производителем в своей отрасли и до сих пор остается таковым в России и странах СНГ. Подшипники ГПЗ-1 используются в поворотных механизмах звезд на башнях московского Кремля.

В период Великой Отечественной войны линии завода были эвакуированы на Волгу, Урал и в Сибирь. После наступления мира вывезенное оборудование продолжило свою работу на предприятиях в местах эвакуации, а на ГПЗ -1 было установлено новое. В послевоенное время на заводе были пущены в эксплуатацию самые прогрессивные в мире на тот период автоматические линии.

Сегодня в отрасли продолжают действовать многие старые и открываются новые предприятия. Всего год назад начат выпуск высокоточных и малошумных подшипников в Вологде.

Активно работает у нас известная шведская фирма SKF, имеющая опыт еще дореволюционной деятельности. Тогда здесь была открыта дочерняя компания, а затем на ее базе организовано первое в России производство по выпуску шарикоподшипников. Впоследствии оно было национализировано, но, несмотря на это, сотрудничество SKF с нашей страной не прекращалось весь советский период. На сегодняшний день фирма открыла пять подразделений, индустриальный сервисный центр и завод по производству буксовых подшипниковых узлов для ж/д вагонов под Тверью.

Тем не менее российское производство пока закрывает менее половины потребности в подшипниках, остальное количество завозится из-за рубежа. Выбирать приходится между дешевой продукцией низкого качества из Китая и дорогими подшипниками из Германии или США. В этой ситуации у российской отрасли есть надежды на последующее развитие.