Адрес: пр. 40-летия Победы, 79, Ростов-на-Дону, Россия

Телефон: +7 (863) 269-94-00, +7 (999) 69-00-170

Подшипники качения: виды и назначение

На эксплуатируемые подшипники качения влияют разнонаправленные силы:

  • радиальная – действует перпендикулярно оси вала;
  • осевая – направлена параллельно.
Подшипники качения: виды и назначение

Подходящий тип зависит от этого параметра. Приведенный далее обзор не претендует на абсолютную полноту информации, в него включены сведения лишь об основных вариантах конструктивного исполнения. Они помогут получить общее представление по теме, но не заменят собой полноценную грамотную консультацию специалистов.

Шарикоподшипники

Радиальные шарикоподшипники функционально отвечают своему названию. Их главный недостаток – небольшое допустимое усилие по оси. Наиболее распространена однорядная конструкция, при повышенной нагрузке применяется двухрядная. Для удержания смазки, а также защиты от загрязнения и проникновения инородных тел сепаратор между кольцами закрывается с одной или двух боковых сторон стальными либо резиновыми шайбами.

Чувствительность к перекосу вала снижается сферической формой поверхности наружного кольца. Это уменьшает опасность заклинивания. Другой способ решения проблемы – трехколечная конструкция с сопряжением сферической поверхности наружного и промежуточного колец. При особо жестких условиях или невозможности точной установки вала в данной модификации используют несколько рядов шариков.

Радиально-упорный тип рассчитан на комбинированные нагрузки. Точки касания шариком канавки расположены не по центру, а немного сбоку. Однорядные образцы воспринимают только одностороннее действие осевых сил, поэтому обычно ставятся парами.

При комбинированной нагрузке с преобладанием осевой, особенно двухсторонней, лучше использовать упорно-радиальные модели. Не следует путать их с предыдущим типом, между ними есть разница, все подробности легко объяснит любой консультант нашей фирмы.

Упорные шариковые подшипники воспринимают только осевые силы. Даже незначительная радиальная нагрузка приводит к смещению одного из колец.

Роликоподшипники

Однорядный цилиндрический роликовый подшипник вследствие замены точечного контакта шарика с канавкой линейным контактом ролика выдерживает очень большие радиальные нагрузки. Вал по оси не фиксирует, потому что цилиндры не касаются канавок своими основаниями. У многорядных роликоподшипников устойчивость еще выше.

Предназначение игольчатой конструкции – минимизация габаритов. Ролики малого диаметра напоминают иголки, отсюда и пошло их название. Имеют увеличенный коэффициент скольжения по сравнению с обычными цилиндрическими, соответственно при меньших размерах допустимые предельные значения у них больше. У некоторых игольчатых роликоподшипников предусмотрено только одно кольцо, а роль недостающего играет вал, через отверстия в котором происходит смазка.

В моделях со сферической формой роликов улучшается распределение нагрузки. Двухрядные образцы устраняют сильную чувствительность к перекосу и увеличивают динамическую грузоподъемность.

При комбинации значительных нагрузок по оси и радиусу применяют конический тип исполнения. Он удобен при монтаже, наружное кольцо устанавливается отдельно от остальных деталей. Многорядная конструкция используется в тяжелом машиностроении и станкостроении.

Образцы с витыми роликами устойчивы к ударному радиальному воздействию и работе в загрязненной среде. Предназначены для узлов, не требующих точности вращения. Основная сфера применения таких моделей – металлургия и цементная промышленность.